Создание сайтов: онбординг, или обучение пользователей

Различные сайты могут иметь свои собственные сценарии взаимодействия с пользователями, и довольно часто необходимые действия для выполнения той или иной задачи новым посетителям сайтов совсем не очевидны. Вот почему в создании сайтов немалое внимание уделяется так называемому онбордингу — процессу обучения пользователей взаимодействию с сайтом.

Для небольших сайтов, задачей которых является простая презентация компаний в интернете, никаких обучающих элементов для пользователей, как правило, не предусматривается. А вот если использование сайта подразумевает выполнение каких-то нестандартных действий, то без обучения пользователей или, как это называется в западной практике, онбординга, не обойтись.

Самый простой вариант обучения пользователей сайта — создание инструкций. В этом случае на инструкции посетителей сайта может вести специальная кнопка или же пункт меню. Вид и содержание инструкций зависят от особенностей самого сайта. Например, чаще всего нужные действия описываются в тексте, а для наглядности такой текст иллюстрируется фотографиями, скриншотами. А еще можно инструкции для посетителей сайта представить в виде презентации, причем она даже обычно более привлекательна, поскольку не так скучна, как текстовые описания.

Более сложный способ обучения пользователей — это использование демонстрационной версии (демо-версии) на сайте. В таком случае пользователи получают возможность работать с некими заранее заданными данными и могут не переживать о том, что какие-то ошибки в действиях приведут к неисправностям. Предложение пользователям демо-версии в качестве обучающего инструмента особенно может быть полезным, когда взаимодействие с сайтом является платным.

Чтобы обучать пользователей работе с сайтом, можно еще прибегнуть к использованию пошагового «мастера»: сайт в этом случае как бы ведет за руку каждого нового посетителя, знакомя его с основными возможностями, а более подробные пояснения даются в инструкциях. Хорошим решением может стать также создание тура по сайту, который может быть выполнен в виде flash-ролика или видеоролика.

Обучать пользователей взаимодействовать с сайтом любым из способов лучше всего постепенно, причем на пояснение каких-то очевидных действий время лучше не тратить: все-таки подавляющему большинству интернет-пользователей хорошо известно, к примеру, что клик мышкой по значку крестика в верхнем углу окна закроет это окно или что клик по значку мусорной корзины на элементе удалит этот элемент. Зато вот на описании каких-то нестандартных элементов интерфейса сайта лучше остановиться подробнее, чтобы свести к минимуму возможные ошибки пользователей.

Грамотное обучение пользователей работе с сайтом имеет важное значение, ведь из-за того, что посетителям не будут понятны какие-то действия на сайте, можно потерять потенциальных клиентов/покупателей. И нужно тщательно продумать, каким должен быть процесс обучения, чтобы он получился и эффективным, и удобным для пользователей. Для этого задуматься о том, как же обучать пользователей, нужно еще на этапе создания сайта, чтобы разработать необходимые дополнительные инструменты, элементы навигации и страницы.